#1 Тайна
Святой Троицы.
Однажды блаженный Августин - один из отцов Церкви,
мыслитель, облаченный великой мудростью и многочисленными познаниями, -
задумал написать всем понятный трактат о Святой Троице. Объяснить Тайну.
Долгие дни и ночи составлялся богословский труд, но четкой и всем
понятной формулы не выходило. Расстроенный Августин вышел на берег моря
и задумчиво бродил по песчаному берегу в поисках нужных слов и
определений.
На берегу он оказался не одинок. Незнакомый мальчик
игрался рядом с волнами. Августин подошел ближе. Ребенок, выкопав в паре
метров от воды небольшую ямку, монотонно переносил в нее небольшим
черпачком морскую воду.
- Что ты делаешь? - спросил богослов.
- Хочу перелить море в эту ямку, - ответило дитя.
- Глупый, это невозможно, - с улыбкой сказал
Августин.
- Скорее, я вычерпаю это море в ямку, - сказал
мальчик, -чем ты, Августин, напишешь определение Троицы.
И тогда Августин понял, что ребенок этот -
посланник Божий, ангел, который дал ему разумение, что не в силах
человеческих уразуметь таинственную Троицу. Это то, что человеческим
разумом непостижимо, то, что мы должны принимать верою, находить
подтверждение троичности в жизни нашей, но не пытаться понять, отчего и
почему сотворено именно так.
#2 Так
говорили две свечи.
Притча.
"Жаль мне тебя", - сказала незажжённая свеча своей
зажжённой подруге. - "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро
тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не
таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены".
Отвечала горящая свеча:
- Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна
и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается
множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и
фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи -соединится с огнём
пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой
великолепный и сияющий огненный дом.
А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую
глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного,
ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом
молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая
жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка
твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь?
Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и
какая радость, и польза от тебя?
Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что
в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро
сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не
начинала существовать, и так и умрешь ,не начав. А жизнь пройдёт
мимо".Так говорили две свечи.
#3 Так
будет не всегда…
Иудаистская притча
Приходит еврей к раввину, и говорит:
- Ребе, мне так плохо, жена не радует, дети в школе
плохо учатся, бизнес не клеится, подскажите, что делать.
- Напиши плакат “Так будет не всегда” и повесь его
над входом в дом.
Проходит месяц, счастливый еврей приходит к раввину
и говорит:
- Все наладилось: и в бизнесе, и с женой все
хорошо, дети пятерки стали из школы приносить, может быть снять
табличку?
- Да пусть пока еще повисит.
#4 Такой
камень создан.
В начале 20 века русский философ Владимир Соловьев
разрешил вопрос, который мучил философов три тысячи лет. Он звучал так:
«Может ли Всемогущий Бог создать камень, который Он не в состоянии
сдвинуть?". Соловьев ответил: "Такой камень создан- это человек".
#5 Так
сделай же что-нибудь.
Нищий молится Богу, просит послать ему хоть немного
денег. День молится, неделю, месяц. А денег как не было, так и нет.
Расстроился бедолага, упрекнул Господа всердцах:
- Я молюсь день и ночь, а ты, Господи, меня и
слышать не хочешь!
С неба раздался громовой голос:
- Так сделай же что-нибудь! Хоть лотерейный билет
купи…
#6 Так
было угодно Богу.
Христианская притча.
Святому старцу во время болезни брат влил в пищу
вместо мёда льняное масло, которое очень вредно. Однако же старец ничего
не сказал, но ел молча и в первый, и во второй раз, и нисколько не
укорил служившего ему брата, не сказал, что он небрежен, и не только не
сказал этого, но даже ни одним словом не опечалил его. Когда же брат
узнал, что он сделал, и начал скорбеть, говоря: «Я убил тебя, авва, и ты
возложил этот грех на меня тем, что промолчал». Тот с кротостью отвечал:
— Не скорби, чадо: если бы Богу угодно было, чтобы
я ел мёд, то ты влил бы мне мёда.
#7 Твой
крест.
Христианская притча.
Одному человеку казалось, что он живёт очень
тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и
попросил у него:
— Можно, я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в
хранилище, где были кресты, и говорит:
— Выбирай.
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился:
«Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и
тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый
малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький,
лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и
есть.
#8 Твои и чужие грехи.
История из
«Отечника проповедника».
Брат сказал авве Пимену: “Смущаюсь и хочу оставить
место своего жительства.” Старец спросил его: “По какой причине?” Брат
отвечал: “Потому что доходит до меня слух о некоем брате, наносящий вред
моей душе.” Старец сказал: “Слух, дошедший до тебя, несправедлив.” Брат
сказал: “Отец! Будь уверен, что справедлив, потому что брат, передавший
мне его, верен.” Старец сказал: “Он неверен! Если б был верен, то не
передавал бы злого слуха.” Брат отвечал: “И я собственными глазами видел
соблазн.” Услышав это, старец посмотрел на землю и, подняв с нее
небольшой сучок, спросил: “Это что?” Брат сказал: “Это сучок.” Потом
посмотрел старец на потолок хижины и, указав на поперечное бревно, на
котором он держался, спросил: “А это что?” Брат отвечал: “Это бревно.”
Старец сказал ему: “Положи в сердце своем, что твои грехи подобны
бревну, а грехи брата твоего подобны этому малому сучку.”
#9 Твёрдая решимость.
Индуистская притча.
В одном месте была засуха. Земледельцы орошали свои
поля, проводя воду по канавам с большого расстояния. Один земледелец
обладал большой решимостью и силой характера. Однажды утром он твёрдо
решил рыть свою канаву до тех пор, пока не доведёт её до реки и не
проведёт воды на своё поле. Начав работать, он вскоре потерял всякое
представление о времени. Пришёл и прошёл час завтрака. Жена звала его
пойти домой умыться и поесть. "Завтрак остынет, - говорила она, - оставь
работу и иди домой".
Сначала земледелец не обращал внимания на её слова,
но потом попросил её идти домой и не мешать ему. "Ты не понимаешь, -
сказал он, - что из-за этой страшной засухи у нас ничего не вырастет.
Нечем будет кормить детей, и все мы умрём с голоду. Я решил во что бы то
ни стало сегодня же провести воду на наше поле. Вот тогда я умоюсь и
поем". Услышав это, жена его ушла домой, а земледелец работал весь день
и к вечеру прокопал канаву до реки. Тогда он сел па землю и с восторгом
смотрел, как поток воды бежал к его полю. Его ум был спокоен и счастлив.
Он пошёл домой, позвал жену и сказал: "Теперь дай мне поесть и набей мою
трубку". Он умылся, с удовольствием поел и заснул глубоким сном.
Другого земледельца, который также хотел провести
воду на своё поле, жена тоже позвала в полдень: "Иди домой, умойся и
поешь", - сказала она. И он сразу же бросил лопату и воскликнул: "Милая,
когда ты зовёшь меня, я должен идти". И его поле осталось сухим.
Как земледелец не может оросить своё поле, так и
стремящийся к Богу человек не может достичь его без твёрдой решимости.
#10 Тепло
семейного очага.
«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать
почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по
одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома.
А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты
хочешь?» — и та ответила, чтозамуж хочет за принца заморского — и вышла
замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?»
— «Хочу, — говорит он, —велосипед, буду счастлив, если велосипед будет»,
— и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и
спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из
моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из
этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный
очаг!»
#11 Толпа.
Суфийская
притча.
Случилось так, что Джунайд пришёл к своему Мастеру.
Тот сидел в храме. Когда Джунайд вошёл, Мастер сказал:
— Джунайд, приходи один! Не приводи с собой эту
толпу!
Джунайд оглянулся, потому что подумал, что с ним
вошёл ещё кто-то. Но никого не было.
Мастер рассмеялся и сказал:
— Не смотри назад, а смотри внутрь!
Джунайд закрыл глаза и понял, что Мастер был прав.
Он оставил свою жену, но его ум стремился к ней. Он оставил своих детей,
но их образы были с ним. И друзья, которые пришли, чтобы в последний раз
проститься с ним, они всё ещё были с ним, в его уме.
Мастер сказал:
— Выйди и приходи один, потому что как я могу
говорить с этой толпой?
И Джунайду пришлось ждать вне храма, чтобы
освободиться от этой толпы. Через год Мастер позвал его:
— Теперь, Джунайд, ты готов войти. Теперь ты один,
и диалог возможен.
#12 Три
бога.
Жил на свете человек, и сопровождали его в жизни
три бога: бог Счастья, бог Богатства и бог Дружбы. Когда этот человек
достиг в жизни больших успехов, боги сказали ему: — Ты достиг желаемого
и двое из нас должны покинуть тебя, но ты можешь оставить одного из нас
с собой. Человек задумался: — Пусть со мной останется бог Дружбы, —
сказал он и лёг спать. Утром, открыв глаза, он увидел рядом с кроватью
всех трех богов. Человек удивленно спросил: — Почему вы все остались? —
Потому, что ты оставил рядом с собой бога Дружбы, а он и наш друг.
Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, — ответили ему
боги.
#13 Три
каменщика.
Христианская притча.
В начале XIV века в Центральной Европе проводились
работы по строительству великолепного собора. Руководитель работ был
монахом. Ему поручили следить за работой всех чернорабочих и
ремесленников. И вот монах решил посмотреть, как работают каменщики. Он
выбрал трёх каменщиков, как представителей разных позиций,
представленных в их профессии.
Подойдя к первому каменщику, он сказал:
— Брат мой, расскажи мне о твоей работе.
Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся
голосом, полным злобы и негодования:
— Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в
высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому
камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки
натружены и покрыты мозолями. Моё лицо осунулось, а волосы поседели. Эта
работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день.
Это изнуряет меня. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор
будет построен.
Монах подошёл ко второму каменщику.
— Брат мой, — сказал он, — расскажи мне о своей
работе.
— Брат, — ответил каменщик тихим, спокойным
голосом, — как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и
полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую,
что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя
семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос.
Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего,
чем я. И всё это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору
своё умение, и он тоже одаривает меня.
Монах подошел к третьему каменщику.
— Брат, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.
— Брат, — ответил каменщик голосом, полным радости,
и широко улыбнувшись. — Видишь, я сижу перед каменной плитой метр в
высоту и полметра в ширину и длину. И с каждым прикосновением резца к
камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие
прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю
своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что ценю и во что
верю. Вселенная, отражённая в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь,
около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не
увижу этого собора завершённым, он будет стоять ещё тысячу лет,
олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой Всемогущий
послал на эту землю и меня.
Монах удалился и некоторое время размышлял над тем,
что услышал. Он уснул спокойным сном, каким не спал уже давно, а на
следующий день он снял с себя полномочия руководителя работ и предложил
эту должность третьему каменщику.
#14 Три
типа слушателей.
Буддийская
притча.
Однажды к Будде пришёл человек, очень культурный,
очень образованный и очень учёный. И он задал Будде вопрос. Будда
сказал:
— Извините, но прямо сейчас я не могу ответить на
ваш вопрос.
Человек удивился:
— Почему вы не можете ответить? Вы заняты, или
что-то другое?
Это был очень важный человек, хорошо известный во
всей стране, и, конечно, он почувствовал себя обиженным тем, что Будда
так занят, что не может уделить ему немного времени.
Будда сказал:
— Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени,
но прямо сейчас вы будете не в состоянии воспринять ответ.
— Что вы имеете в виду?
— Есть три типа слушателей, — сказал Будда. —
Первый тип, как горшок, повёрнутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего
не войдёт в него. Он недоступен. Второй тип слушателей подобен горшку с
дыркой в дне. Он не повёрнут вверх дном, он находится в правильном
положении, всё, как должно быть, но в его дне дырка. Поэтому кажется,
что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода
вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности
кажется, что в горшок что-то входит, на самом деле ничего не входит,
поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип
слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но
который полон отбросов. Вода может входить в него, но как только она
входит, она тут же отравляется. И вы принадлежите к третьему типу.
Поэтому-то мне и трудно ответить прямо сейчас. Вы полны отбросов,
поскольку вы такой знающий. То, что не осознано вами, не познано, — это
отбросы.
#15 Три
гостьи.
Притча
неизвестного происхождения.
Однажды в дверь домика в лесу, где жили лесничий с
женой и дочерью, постучали. Жена лесничего подошла к двери и открыла. В
дверях стояли три дамы в вуалях.
— Мы, — сказала одна из них, — Удача, Богатство и
Любовь. Вы можете впустить в дом только одну из нас. Решите, какую.
Жена лесничего вернулась и рассказала обо всём
дочери и мужу.
— Я, — сказала она, — впустила бы в дом Удачу.
Благодаря ей наши дела пойдут в гору, у нас всё будет ладиться.
— Нет, — сказал лесничий, — слишком долго ждать,
пока всё наладится. Нам так трудно живётся, давайте пригласим в дом
Богатство — оно решит все наши проблемы.
— Пожалуйста, — взмолилась дочь, — давайте впустим
в дом Любовь. Я так давно мечтаю с ней познакомиться.
Отец и мать посовещались и решили выполнить желание
дочери. Жена лесничего пошла к двери, открыла её и объявила об их
решении.
— Мы выбрали Любовь, — сказала она.
Любовь вошла в дом. Но вслед за ней, взявшись за
руки, вошли Богатство и Удача.
#16 Три
пустынника.
Притча от
преп. Амвросия Оптинского.
Жили на одном острове три пустынника, имевшие у
себя икону трех святителей .И как были они люди простые, необразованные,
то и молились перед иконою не иначе как простою своеобразною
молитвою::"трое вас, трое нас, помилуйте нас". Так они постоянно
твердили одну эту молитву. Вот пристали к острову путешественники, а
старцы и просят чтоб они научили их молиться. Путешественники начали
учить их молитве "Отче наш", а выучив, поплыли дальше На своем корабле.
Но, отплыв немного от берега, они вдруг увидели, что три старца,
учившиеся у них молитве, бегут за ними по водам и кричат: "Остановитесь,
мы вашу молитву забыли". Увидев их, ходящих по водам, путешественники
изумились и ,не останавливаясь, только сказали им: "Молитесь как
умеете". Старцы вернулись и остались при своей молитве.
#17 Три
сестры и Судьба.
Притча.
Жили-были 3 сестры. Одна была ленивой-преленивой.
Вторая злой-презлой. А третья и умница, и красавица, и рукодельница,
любо-дорого смотреть.
Однажды утром остановилась телега у их ворот.
Сестры вышли посмотреть кто приехал. На телеге сидела пожилая и не
знакомая им женщина.
-Кто ты?,-спросили они.
-Я, Судьба. Пришло время выходить вам замуж.
Посадила их Судьба, на телегу и повезла выдавать
замуж.
Заехали они в первую деревню. Видят в поле парень
пашет и в руках у него любое дело спорится. Нужно что починить или
построить все к нему перво-наперво бегут.
- Вот этот, твой,- говорит Судьба первой из сестёр.
Высадили сестру и поехали дальше.
Заехали в следующую деревню. Там парень живёт такой,
кто никому в помощи не откажет. Добр ко всем. Нарадоваться на него народ
не может, такой молодец.
- Вот этот, твой,- говорит Судьба второй из сестёр.
Высадили сестру и поехали дальше.
Заехали в другую деревню. У последнего дома, в
грязи, у самой старой развалюхи, лежит у колодца пьяный.
Остановила Судьба телегу и говорит:
-Этот твой.
-Да на кой он мне?!!! Я же вот и добрая и хорошая и
рукодельница. А ты мне такого жениха даёшь! Вон сёстрам каких нашла, что
другого для меня нет?!!!
-Другие есть,- и ,вздохнув , добавила, -но этот без
тебя пропадёт!
#18 Ты – лев.
Индуистская притча.
Одна беременная львица, отправляясь за добычей,
увидела стадо овец. Она бросилась на них, и это усилие стоило ей жизни.
Родившийся при этом львёнок остался без матери. Овцы взяли его на своё
попечение и выкормили. Он вырос среди них, питаясь травой, как они, и
блея, как они, и хотя сделался взрослым львом, но по своим стремлениям и
потребностям, а так же по уму был совершенной овцой. Прошло некоторое
время, и другой лев подошёл к стаду; каково же было его удивление, когда
он увидел собрата-льва, убегавшего, подобно овцам, при приближении
опасности. Он хотел подойти ближе, но, как только немного приблизился,
овцы убежали, а с ними и лев-овца. Второй лев стал следить за ним и
однажды, увидев его спящим, прыгнул на него и сказал: "Проснись, ведь ты
- лев!" - "Не-ет, - заблеял тот в страхе, - я овца!" Тогда пришедший лев
потащил его к озеру и сказал: "Смотри! Бот наши отражения -- моё и твоё".
Лев-овца взглянул прежде на льва, потом на своё отражение в воде, и в
тот же момент у него явилась мысль, что он сам - лев. Он перестал блеять,
и раздалось его рыканье.
#19 Ты
меня слышишь?
Один муж хотел помочь своей жене, у которой, как он
подозревал, были проблемы со слухом.
Однажды вечером он стал у нее за спиной на
противоположном конце комнаты и шепотом сказал:
«Ты меня слышишь?».
Поскольку ответа не последовало, он подошел поближе
и повторил:
«А сейчас слышишь?».
Результат тот же. Он подошел еще ближе и спросил:
«Ты меня слышишь?».
Так и не услышав ответа, он, наконец, повторил свой
вопрос, стоя у нее прямо за спиной.
Она повернулась к нему и сказала: «В четвертый раз
говорю: «Да!».
#20 Тяжёлая ноша.
Восточная
притча.
Однажды шёл по пустыне вор и нёс на своей спине
бурдюк с награбленными сокровищами. И ноша его была тяжела.
Долго он шёл под палящим солнцем пустыни, страдая
от жары и от тяжести своего драгоценного груза. И чем дальше он шёл, тем
сильнее и сильнее его мучила жажда, тем сильнее и сильнее давила вниз
тяжёлая ноша, отнимавшая у него последние силы. «Брось бурдюк с
драгоценностями, — советовал ему внутренний голос. — Быть может, налегке
ты сумеешь дойти до воды и выживешь». Но не слушал вор свой внутренний
голос и упорно терял силы, сгорбившись под своими драгоценностями.
И вот, когда последние силы готовы были оставить
его, и вор почти падал в изнеможении, он увидел неподалёку бурдюк,
видимо, брошенный путником, проходившим здесь до него. Собрав остаток
сил, вор радостно устремился к нему как к последней своей надежде
напиться воды. Но, открыв бурдюк, вор не обнаружил в нём ни капли воды —
он был доверху набит сокровищами.
Вверх
[1..20]
[21..40]